Мысли о Нирване в Атласе, Диване

Мысли о Нирване в Атласе, Диване

Начнем, как обычно, издалека - поговорим о звездах. Астрономы делят звезды на разные классы, при этом основным критерием является масса. Чем больше звезда - тем ярче она светит и тем меньше живет. Небольшие звезды, например, наше Солнце, живут очень долго, расходуют свои ресурсы экономно. Нам очень повезло иметь такую рассудительную звезду в качестве родителя. А гиганты и сверхгиганты транжирят свое ядерное топливо налево и направо, прожигая свою жизнь в буквальном смысле слова. И быстро погибают.

Эту аналогию можно применить к некоторым ярким фигурам мира искусства, в частности - к группе Нирвана и ее лидеру. Нет никаких сомнений, что Курт Кобейн не просто звезда, а сверхгигант среди звезд шоу-бизнеса. Его стремительную карьеру можно сравнить со взрывом сверхновой, и увы, ни одна звезда не в состоянии пережить такую вспышку, которая является для нее концом существования.


В минувшие выходные по Киеву прокатилась волна концертов по случаю дня рождения Курта Кобейна. Песни группы Нирвана звучали на разные лады, мужскими голосами и женскими, похожими по манере и не похожими. В фестиваль-ресторации Диван была представлена в основном акустическая программа, в клубе Атлас - полновесное рок-шоу. Группы и отдельные солисты исполняли вещи знаменитой группы, каждый в меру своего таланта и уровня. Некоторые выглядели довольно органично. Другие выглядели послабее и давали повод для мрачных шуток. После одного из номеров сопровождавший меня Jazzmaster сказал, что каждый исполнитель песен Нирваны должен застрелиться. Можно заметить, что каверить Нирвану - благодарное занятие. Если музыкант где-то ошибся, то это вполне сойдет за фишку в рамках стиля. Группы поопытнее наподобие Fontaliza намеренно допускают грязь в партиях, и это звучит действительно уместно. Но некоторые другие просто откровенно недоучили песни своего кумира, что заставляет усомниться в искренности их любви к нему. Впрочем, у публики не возникало на этот счет каких-либо недоумений, тем более, что ведущий раз за разом убеждал присутствующих, что все происходящее на сцене - реально круто. Публика не спорила.


Когда звезда умирает, свет от нее еще долго летит сквозь пространство, и для далеких наблюдателей она по-прежнему жива. Судя по аншлагам, которые собрали концерты памяти Курта Кобейна в Киеве, его песни еще не одно десятилетие будут согревать сердца фанов и греть руки множеству клубов и концертных залов.


22.02.2016 RockTalks



P.S. Jazzmaster-а:

Что может служить вызовом мещанскому либо буржуазно-империалистическому обществу? Безусловно, рок-н-ролл. Более того, мятежный рок-н-ролл, с букетом таких составляющих, как треснувшая по швам душа или зашкаливающая безысходная бесконечная депрессия. Некоторые рок-н-рольные герои отделываются вызывающим внешним видом или разделкой птицы не отходя от рабочего места на сцене. Они также пользуются заслуженным уважением, но в несколько меньшей степени. Как можно продемонстрировать своё уважение к тем, самым ярким героям, безвременно покинувшем подлунный мир?
Можно выучив нота в ноту их песни педантично отыгрывать материал, надеясь не испортить оригинал, можно пытаться препарировать творчество и находить в нем новые, не замеченные никем мотивы и интонации.
Можно развивать интерпретацию таким образом, чтобы получать значительно обновленное и иногда абсолютно перевернутое звучание исходного материала. Не знаю, какой способ свидетельствует о большем почитании "кумира", но факт остается фактом: исполнители средней руки часто предпочитают вариант, когда пародируемая интонация исходника передается зрительному залу, а тот в свою очередь рукоплещет оригиналу, используя реального исполнителя, как проводника в другой мир. Это устраивает абсолютно всех, и зрителей - возможностью оттянуться со звездой, и исполнителя, получающего шквал предназначенных не ему апплодисментов.
Тем ценнее те группы и вокалисты, которые отходят от подобного сценария и пытаются либо не испортить оригинал либо все же восторженно интерпретировать.
Вряд ли имеет смысл говорить о том что женские ноги производят неизгладимый эффект, расщепляя мужскую психику на мажорные долгозвучащие ноты. А ноги обернутые колготками в сеточку заставляют пересматривать собственные морально-этические нормы вкупе со стандартами слюновыделения. Но кто мог подумать, что такой прием использует хрупкая женщина-интерпретатор Курта Кобейна для того, чтобы шокировать, а после заставить зрителя задуматься? О высоком.
Впрочем, о чем думал зритель этом конкретном случае понять немудрено, и приятный визуальный шок остался с ним до сих пор. Ибо сеточка. На самых филейных что ни на есть местах. Так или иначе, да здравствует Нирвана. И гранжевый мятеж. И сеточка!

фыв


Залиште коментар

 

назад