Броуновское движение во дворике на Ильинской

"Движение - жизнь" - сказал Аристотель. Безусловно, верное утверждение, однако движение свойственно отнюдь не только живой природе. Оно повсюду, даже в полном вакууме. В 19-м веке шотландский ботаник Роберт Броун обнаружил, что мельчайшие частички вещества в жидкости совершают беспорядочные хаотические движения, это явление было названо его именем. Примерно через столетие Альберт Эйнштейн подвел теоретическую базу под явление. И только теперь, спустя почти двести лет, 20-го января 2016 года в киевском клубе Контрапункт броуновское движение получило художественное воплощение усилиями братьев Радзецких и Алексея Артемова.




Используя обыкновенные электрогитары и ударную установку, музыкантам удалось создать очень правдоподобную модель, в которой элементарными частицами были звуки. Их непредсказуемые сочетания возникали, как из вакуума, пронзали воздушное пространство зала и аннигилировали, успевая оставить незабываемое впечатление. Спонтанными были не только ноты, но и техника звукоизвлечения. Слушатели могли видеть игру барабанными палочками по струнам, игру гитарой по мониторам, игру гитарой по ящику с аппаратурой, игру бас-гитарой по ударной установке, а также игру бас-гитарой по гитаре и наоборот. Очень жаль, что братья Радзецкие и Альберт Эйнштейн не пересеклись в пространственно-временном континууме, последний таким образом был лишен прекрасного материала для своей теории по описанию броуновского движения.

Слушателям была наглядно продемонстрирована природа явления: движение присутствует везде, где есть тепло. А поскольку температура в помещении была все же выше абсолютного нуля, некоторые посетители передвигались с места на место и могли таким образом обнаружить горячую печь в одном конце зала и бар с чаем в другом. Это наводило на мысль, что движение - не только жизнь, но еще и здоровье.




В тот же вечер в Контрапункте выступила группа "Брови папы". Тут в голову могут приходить абсолютно разные слова, например, "Примус". Или, например, "Джон Зорн". В общем, даже такое слово, как "рэдятина" от "Кинг Кримсон" тоже приходит в голову. Имеется ввиду ощущение, остающиееся после прослушивания альбома "Red" этого исполнителя. И я абсолютно уверен, что музыканты коллектива категорически отвергнут навешивание ярлыков и подложку музыкальных понятий под исполняемое ими полотно. Именно потому, что первичными есть такие материи, как саксофон, шевелящиеся человеческие губы, издающие звуки в форме фраз, иногда с большим смыслом, иногда без него, скрипящий альт, бас и другое. Это переплетается, довлеет и видоизменяется от композиции к композиции и выходит на разные ритмические уровни, пытаясь проникнуть в подсознание, а то и мимо него. Формально музыка представляет собой музыкальную фразу, издаваемую саксофоном, которая повторяется, изменяется, растет и увядает, и за которую пытаются ухватиться альт либо гитара, но скорее альт, но иногда и гитара, на фоне совсем не остинатного баса, воспринимаемого, скорее, как остинатный. Т.е. бас пришпиливает расползающуюся гармонию, созданную всеми инструментами, не давая ей уползти далеко и затянуть все партии в болото непристойного хаоса. Все это подчеркивается барабанами, которые играют в современном строгом стиле, не захламляя пространства излишними звуками. В определенный момент понимаешь, нет, слушателя просто осеняет, что именно так и должны звучать кожные волосистые участки представителя мужского пола, отягощенного отцовством, в районе лба, т.е. брови папы! Да, именно они и должны периодически подниматься и опускаться, выделяя эмоции, доступные только тем, кто знаком с материалом и хорошо улавливает интонацию.

"Брови папы" были не одни. Им помогала осуществлять манипуляции со зрительским вниманием необычная танцевальная группа из четырех гуттаперчивых персонажей, где-то напоминающих стилистику одного из образов Боуи в черном. Харьковский коллектив Dancelab интерпретировал музыку пластикой, скорее усиливая эффект ее воздействия, нежели его видоизменяя. В целом, получилось очень правильное и завораживающее взаимодействие. Своими жутковато-медленными движениями девушки напоминали восковые фигуры, поплывшие от высокой температуры, и были прекрасны в своем безобразии.



Кульминацией вечера стал последний номер, в котором удивительным образом гармонично переплелись композиции "Бровей", образы Dancelab и поэзия Павла Лисовского. Хочется отметить, что прелесть подобной музыки напрямую зависит от степени вовлеченности зрителя в сценическое действие и его понимание основ материала, и тогда эффект сияния этого коллектива на киевской музыкальной сцене будет очевиден.

У броуновского движения есть свойство: оно никогда не прекращается. Это вселяет уверенность, что подобные перформансы будут повторяться снова и снова. До полного остывания Вселенной.


21.01.2016 Jazzmaster, RockTalks

Leave a comment

 

back